О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск в 2022 году

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АЛЕКСАНДРОВСК МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

15 февраля 2023г.                                            № 17                                                      г. Полярный

О рассмотрении отчета о работе контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск в 2022 году

В соответствии с Уставом ЗАТО Александровск и Положением «О контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск», утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.09.2021 № 59, заслушав и обсудив представленный председателем контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск отчет о работе контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск в 2022 году,

Совет депутатов ЗАТО Александровск решил:

1. Принять представленный председателем контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск Мозговой Ю.И. отчет о работе контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск в 2022 году к сведению (приложение к настоящему решению).

2. Председателю контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск (Мозговая Ю.И.) опубликовать представленный отчет в средствах массовой информации или разместить в сети Интернет.

3. Опубликовать настоящее решение установленным порядком.

Председатель Совета депутатов

ЗАТО Александровск                                                                                          А.А. Хвостенко

Приложение

к решению Совета депутатов

ЗАТО Александровск

от 15 февраля 2023 года №17

ОТЧЕТ

о деятельности контрольно-счетной палаты

муниципального образования городской округ

ЗАТО Александровск Мурманской области

за 2022 год

1. Общие сведения

Отчёт о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области (далее – Контрольно-счетная палата) представляется в Совет депутатов ЗАТО Александровск в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон №6-ФЗ), статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск, утвержденного решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 29.09.2021 №59.

В настоящем отчете представлены основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты за отчетный период, результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, дан анализ по другим направлениям деятельности: организационной, информационной, методологической и иной.

Контрольно-счетная палата в соответствии с Уставом муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Деятельность Контрольно-счетной палаты строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, открытости и гласности.

Полномочия Контрольно-счетной палаты определены федеральным законодательством, законодательством Мурманской области, муниципальными правовыми актами ЗАТО Александровск.

Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий с применением методов, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Порядком осуществления контрольно-счетной палатой ЗАТО Александровск полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07.10.2021 №65, Регламентом контрольно-счетной палаты, утвержденным распоряжением председателя контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск от 29.12.2021 №8-р, стандартами внешнего муниципального финансового контроля, стандартами организации деятельности.

В отчетном году Контрольно-счетная палата осуществляла предварительный и последующий контроль на основании Плана работы на 2022 год, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 28.12.2022 №6-р (с изменениями от 10.02.2022) (далее – План работы). Планирование деятельности Контрольно-счетной палаты на 2022 год осуществлялась с учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, приоритетов финансово-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск, наличия рисков, которые потенциально могут привести к негативным последствиям для местного бюджета ЗАТО Александровск.

При формировании Плана работы на 2022 год учтено предложение Главы ЗАТО Александровск о включении в План работы контрольного мероприятия «Аудит эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории ЗАТО Александровск» на 2018-2023 годы», поступившее 10.12.2021 (исходящий №5302-21И); поручений Совета депутатов ЗАТО Александровск в адрес Контрольно-счетной палаты не поступало.

2. Результаты деятельности Контрольно-счетной палаты, реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

2.1. Общие итоги контрольной и экспертно-аналитической деятельности

В отчетном периоде  Контрольно-счетной палатой проведено 10 мероприятий, в том числе 3 контрольных (в т.ч. 1 переходящее на 2023 год) и 7 экспертно-аналитических.

В отчетном периоде мероприятиями внешнего муниципального финансового контроля охвачено 11 объектов – органы местного самоуправления, отраслевые (функциональные) органы администрации ЗАТО Александровск, муниципальные учреждения ЗАТО Александровск.

Количество и структура выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений (по результатам завершенных мероприятий) за отчетный 2022 год в разрезе групп Классификатора нарушений[1] представлено в таблице №1:

Таблица №1
Виды выявленных нарушенийКоличество нарушенийСумма нарушений, тыс. руб.
При формировании и исполнении бюджета, в том числе:35261 456,4
в ходе исполнения бюджета, из них35261 456,4
неэффективное использование бюджетных средств341 649,8
Ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности11
Осуществление государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц81 653,6

Наибольший удельный вес в общем объеме выявленных нарушений составляют нарушения, допущенные в ходе исполнения бюджета, в том числе:

— в 23 случаях установлены нарушения порядка и (или) условий распределения, предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов;

— в 5 случаях установлены нарушения порядка реализации муниципальных программ;

— в 3 случаях установлены нарушения в части неосуществления (ненадлежащего осуществления) бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств,  получателя бюджетных средств;

— в 2 случаях установлены нарушения порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ;

— в 1 случае установлено нарушение порядка и условий предоставления, распределения межбюджетных субсидий;

— в 1 случае установлено нарушение порядка реализации документов стратегического планирования.

В числе нарушений, не имеющих стоимостного выражения, выявлены такие нарушения, как невыполнение установленных требований: к содержанию и оформлению бюджетной отчетности; к размещению информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой было выявлено 30 недостатков в деятельности объектов контроля, связанных:

— с содержанием и оформлением бюджетной отчетности и отчетности, составленной в рамках заключенных соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов;

— с отсутствием или неактуальностью муниципальных правовых актов;

— с некорректным оформлением отчетов о реализации муниципальных программ.

Выявленные в отчетном периоде нарушения и недостатки отражены в отчетах и заключениях Контрольно-счетной палаты.

2.2. Контрольная деятельность

В 2022 году Контрольно-счетной палатой проведено 3 контрольных мероприятия (в т.ч. впервые был проведен аудит эффективности, требующий значительных трудозатрат по сравнению с обычным контрольным мероприятием):

1) Проверка законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области на реализацию отдельных мероприятий государственной программы «Формирование современной городской среды» в 2021 году и истекшем периоде 2022 года (совместно с Контрольно-счетной палатой Мурманской области) (3 объекта контрольного мероприятия).

По результатам контрольного мероприятия выявлены нарушения:

  • Правил предоставления и распределения субсидий (иных межбюджетных трансфертов) в отношении каждого вида субсидии (иных межбюджетных трансфертов) в части отсутствия в семи соглашениях о предоставлении межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов (далее — МБТ) обязательных условий и положений; нарушений сроков предоставления ежеквартальных отчетов о расходовании МБТ; предоставления недостоверной отчетности о расходовании МБТ;
  • Бюджетного кодекса РФ, Закона Мурманской области от 11.12.2007 №919-01-ЗМО[2], Постановления Правительства Мурманской области от 30.12.2021 №1029-ПП[3] в части неосуществления в установленные сроки возврата в областной бюджет остатков иных межбюджетных трансфертов, не использованных по состоянию на 01.01.2022;
  • Бюджетного кодекса РФ, Правил предоставления и распределения субсидий (иных межбюджетных трансфертов) в отношении каждого вида субсидии (иных межбюджетных трансфертов) в части не обеспечения главным распорядителем средств областного бюджета соблюдения получателями МБТ условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
  • Соглашений о предоставлении иных МБТ в части не обеспечения администрацией ЗАТО Александровск контроля за заключением соглашения о передаче полномочий по организации и проведению на безвозмездной основе закупок, осуществляемых конкурентными способами в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  •  Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения  и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н в части оплаты документально неподтвержденных непредвиденных работ и затрат по муниципальным контрактам.

  По результатам проведенного контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой Мурманской области принято решение направить:

— представление администрации ЗАТО Александровск для принятия мер по возврату в областной бюджет неправомерно израсходованных средств иных МБТ на общую сумму 796,6 тыс. руб.;

— информационные письма о результатах контрольного мероприятия в Правительство Мурманской области (с предложением о внесении изменений в правила предоставления иных МБТ, предусматривающих установление мер ответственности в случае недостижения планового значения показателя результативности в связи с частичной реализацией проекта создания комфортной городской среды), Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области;

— отчет о результатах контрольного мероприятия в Мурманскую областную Думу, Правительство Мурманской области, Министерство градостроительства и благоустройства Мурманской области, администрацию ЗАТО Александровск, муниципальному казенному учреждению «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск».

Информация об основных итогах контрольного мероприятия размещена на сайте Контрольно-счетной палаты Мурманской области.

2) Аудит эффективности реализации отдельных мероприятий муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории ЗАТО Александровск» на 2018-2023 годы (2 объекта контроля).

По результатам контрольного мероприятия установлен очень низкий качественный уровень разработки муниципальной программы, который не дает объективной оценки по уровню достижения целей муниципальной программы и результативности программных мероприятий.

Выявлены нарушения:

  • Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО Александровск, утвержденного постановлением администрации ЗАТО Александровск от 19.08.2013 №1971:

— муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории ЗАТО Александровск» (далее – МП «ФГС») не обладает системой абсолютных и относительных показателей (индикаторов) для измерения результатов реализации муниципальной программы, то есть описанием поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации, включая как непосредственные, так и конечные результаты;

— количество показателей (индикаторов) результативности в паспорте МП «ФГС» не соответствует количеству показателей (индикаторов) результативности в приложении №1 (Таблица №1 (1)) к МП «ФГС».

  •  пункта 6.3 Приложения №10[4], пункта 8.3 Приложения №11[5] к государственной программе Мурманской области «Формирование современной городской среды Мурманской области», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 28.08.2017 №430-ПП, пункта 8.4 Методических рекомендаций от 18.03.2019 №162/пр[6] в части не соответствия показателей (индикаторов) результативности мероприятия F2 «Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» МП «ФГС» с показателями (индикаторами) результативности аналогичного мероприятия государственной программы Мурманской области «Формирование современной городской среды Мурманской области» (далее – ГП «Формирование современной городской среды»), а также с показателями (индикаторами) результативности, указанными в соглашениях о предоставлении субсидий в рамках регионального, федерального проектов.

2. По результатам контрольного мероприятия выявлены недостатки, затрудняющие понимание механизма реализации муниципальной программы, взаимодействия участников, осуществления контроля за реализацией муниципальной программы:

2.1. Задачи МП «ФГС» не отражают измеримый конечный результат, что не соответствует ГП «Формирование современной городской среды», пункту 11.2 Методических рекомендаций №162/пр;

2.2. Ожидаемые конечные результаты МП «ФГС» не содержат количественную оценку, что не соответствует ГП «Формирование современной городской среды», Стратегии социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на период до 2026 года и не позволяет оценить результаты выполнения мероприятий МП «ФГС»;

2.3 МП «ФГС» не содержит анализ и оценку состояния сферы благоустройства общественных и дворовых территорий ЗАТО Александровск по основным показателям (общая площадь дворовых территорий; площадь благоустроенных дворовых территорий; доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий; охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения ЗАТО Александровск); общая площадь общественных территорий; площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя ЗАТО Александровск; доля и площадь общественных территорий от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве), что не соответствует ГП «Формирование современной городской среды», подпункту а) пункта 11.2 Методических рекомендаций от 18.03.2019 №162/пр, пункту 2.4 Порядка разработки муниципальных программ от 19.08.2013 №1971;

2.4. В муниципальной программе отсутствует детализация перечня основных мероприятий на 2018 год и последующие годы реализации МП «ФГС»;

2.5. В адресном перечне дворовых территорий МКД ЗАТО Александровск, подлежащих благоустройству в 2018-2023 годах (приложение №4 к МП «ФГС») не представляется возможным определить, какие дворовые территории планируется благоустроить в каждом году реализации муниципальной программы; 

2.6. Дворовые территории, подлежащие благоустройству в каждом году реализации МП «ФГС», не синхронизированы с адресными перечнями ГП «Формирование современной городской среды»;

2.7. Наименование показателей (индикаторов) результативности мероприятий МП «ФГС» («уровень благоустроенных дворовых территорий в ЗАТО Александровск», «уровень благоустроенных общественных территорий в ЗАТО Александровск») не соответствует наименованию показателей (индикаторов)  результативности, установленных в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области на период до 2026 года («доля благоустроенных дворо­вых территорий в общем количестве дворовых территорий», «доля благоустроенных обще­ст­венных территорий в общем количестве общественных тер­риторий»).

2.8. Показатели (индикаторы) результативности в приложении к МП «ФГС» (Таблице №1 (1)) не соответствуют показателям (индикаторам) результативности в приложении к МП «ФГС» (Таблице №3 (1)) как по количеству, так и по  наименованию.

2.9. Не актуализирован минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий, установленный в пункте 3.2 текстовой части МП «ФГС».

2.10. Информация в текстовой части муниципальной программы о доле участия заинтересованных лиц в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий не соответствует информации в  приложениях (таблицы 1(1), 3(1)) МП «ФГС».

2.11. Отсутствует порядок об аккумулировании денежных средств финансового участия физических лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий. 

2.12. Не составлены паспорта благоустройства дворовых и общественных территорий населенного пункта Оленья Губа, паспорт благоустройства населенного пункта ЗАТО Александровск.

2.13. Информация о благоустройстве дворовых и общественных территорий, размещенная на сайте ГИС ЖКХ, не является полной, достоверной и актуальной.

По результатам проведенного контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой разработаны рекомендации объектам аудита и приняты следующие решения: выдать представление администрации ЗАТО Александровск для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков; направить копию Отчета о результатах контрольного мероприятия в Совет депутатов ЗАТО Александровск, Главе ЗАТО Александровск.

Информация об основных итогах контрольного мероприятия размещена на сайте Контрольно-счетной палаты.

3) Проверка законности и эффективности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету муниципального образования городской округ закрытое административно-территориальное образование Александровск Мурманской области на реализацию отдельных мероприятий комплексного плана развития социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований Мурманской области в рамках государственной программы «Комфортное жилье и городская среда» в 2021 году и истекшем периоде 2022 года (совместно с Контрольно-счетной палатой Мурманской области) (8 объектов контрольного мероприятия).

Дата завершения заключительного этапа контрольного мероприятия – 18 января 2023 года.

Объем проверенных средств бюджета ЗАТО Александровск по завершенным контрольным мероприятиям за 2022 год составил 718 548,1 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий (совместно с Контрольно-счетной палатой Мурманской области):

— составлено  13 актов проверки;

— направлено 1 представление объекту контроля с предложениями по устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков; предписания не выносились. Отдельные недостатки были устранены в ходе проверок.

Выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 41 649,8 тыс. руб.

Жалоб, исковых требований на действия Контрольно-счетной палаты в 2022 году не было.

2.3. Экспертно-аналитическая деятельность

Одним из важнейших направлений экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты является экспертиза решений о местном бюджете ЗАТО Александровск (далее – местный бюджет):

— формирование, проверка и анализ обоснованности показателей проекта местного бюджета на очередной финансовый год (предварительный контроль);

— анализ исполнения и контроль за организацией исполнения местного бюджета в текущем финансовом году (оперативный контроль);

— внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный финансовый год (последующий контроль).

На предварительном этапе бюджетного процесса в области внешнего муниципального финансового контроля Контрольно-счетная палата наделена исключительными бюджетными полномочиями, без реализации которых невозможна легитимность обсуждения и принятия проектов решений о бюджете и их корректировок.

Реализация полномочий Контрольно-счетной палаты по экспертизе проектов решений о бюджете, проектов решений о внесении изменений в них, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджета, в отчетном году осуществлялась в рамках подготовки соответствующих заключений:

1) Заключение на проект решения Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – проект решения о бюджете), в процессе подготовки которого Контрольно-счетной палатой:

— проведен анализ соответствия проекта решения о бюджете требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, положениям стратегических документов;

— оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования показателей проекта решения о бюджете и их расчетов;

— проведен анализ источников формирования доходов местного бюджета;

— сопоставлены объемы безвозмездных поступлений, предусмотренные проектом решения о бюджете, с объемами, отраженными в проекте закона Мурманской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»;

— проведен сравнительный анализ изменения объемов и структуры расходной части местного бюджета в разрезе бюджетной классификации расходов бюджетов за 2021-2025 годы (в том числе ведомственной структуры расходов);

— сопоставлены объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию муниципальных программ проектом решения о бюджете, с объемами финансирования, представленными в проектах паспортов муниципальных программ; 

— проведен анализ динамики расходов местного бюджета по непрограммным направлениям деятельности за 2022-2025 годы;

— проведен анализ данных реестра расходных обязательств ЗАТО Александровск за 2022-2025 годы;

— представлена динамика изменения размеров дефицита местного бюджета и источников его финансирования за 2022-2025 годы;

— проведен анализ изменения объема муниципального долга и его структуры за период 2021-2025 годов.

2) Два заключения на проекты решений Совета депутатов ЗАТО Александровск «О внесении изменений в решение Совета депутатов ЗАТО Александровск «Об утверждении местного бюджета ЗАТО Александровск на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Заключения подготовлены в соответствии с Бюджетным кодексом, Законом №6-ФЗ, Положением о бюджетном процессе в ЗАТО Александровск, утвержденным решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 15.12.2021, на основе анализа документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектами решений Совета депутатов ЗАТО Александровск.

В рамках оперативного анализа исполнения местного бюджета в отчетном году Контрольно-счетной палатой подготовлены и направлены в Совет депутатов ЗАТО Алексндровск, Главе ЗАТО Александровск три заключения с информацией о ходе исполнения местного бюджета за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2022 года. При подготовке информации о ходе исполнения местного бюджета проводился анализ исполнения основных показателей местного бюджета, в том числе:

— динамика, полнота и своевременность поступления доходов местного бюджета; уровень соответствия показателей кассового исполнения по доходам показателям, утвержденным Решением о бюджете, показателям прогноза поступлений доходов;

— кассовое исполнение расходов местного бюджета в разрезе бюджетной классификации (в том числе ведомственной структуры расходов), региональных проектов, муниципальных программ, непрограммных направлений деятельности;

— уровень соответствия показателей кассового исполнения по расходам показателям, утвержденным Решением о бюджете, показателям, утвержденным сводной бюджетной росписью.

В целях последующего контроля исполнения местного бюджета проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 6-ти главных администраторов бюджетных средств ЗАТО Александровск, с учетом ее результатов подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении местного бюджета за 2021 год.

Годовой отчет проверялся на предмет полноты и достоверности годовой бюджетной отчетности муниципального образования ЗАТО Александровск, главных администраторов бюджетных средств, достоверности показателей отчета об исполнении местного бюджета за 2021 год и представленных одновременно с ним документов.

В ходе проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств ЗАТО Александровск установлена внутренняя согласованность показателей соответствующих форм отчетности, что свидетельствует о соблюдении главными администраторами бюджетных средств (при формировании годовой отчетности) контрольных соотношений; выявленные отдельные нарушения и недостатки в содержании и оформлении форм бюджетной отчетности в целом не повлияли на достоверность отчета об исполнении местного бюджета за 2021 год.

По результатам проведенной внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за 2021 год даны предметные рекомендации участникам бюджетного процесса: учесть изложенные замечания, связанные с выявленными недостатками и нарушениями, принять меры по их устранению при планировании и недопущению при исполнении местного бюджета в последующем.

Заключение на отчет об исполнении местного бюджета ЗАТО Александровск за 2021 год направлено в Совет депутатов ЗАТО Александровск, Главе ЗАТО Александровск.

Все заключения Контрольно-счетной палаты по итогам экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2022 году, размещены на официальном сайте Контрольно-счетной палаты.

Материалы для проведения финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных правовых актов, муниципальных программ в Контрольно-счетную палату не поступали.

3. Организационная, информационная, методологическая

и иная деятельность

Финансовое обеспечение является необходимым условием организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа, что соответствует требованиям Закона №6-ФЗ.

Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетной палаты осуществляется за счет средств местного бюджета. Расходы на содержание Контрольно-счетной палаты за 2022 год составили 4 186,2 тыс. руб.

Полномочия по ведению бухгалтерского учета Контрольно-счетной палаты переданы муниципальному казенному учреждению «Центр бухгалтерского учета и отчетности ЗАТО Александровск» на основании договора о передаче ведения бухгалтерского (бюджетного) учета от 22.12.2020 № 21. Бюджетная, налоговая и иная отчетность в 2022 году предоставлялась в соответствующие органы своевременно и в полном объеме.

Решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 11.02.2022 №17 определена штатная численность Контрольно-счетной палаты в количестве 3-х сотрудников: председатель и 2 аудитора; должности председателя и аудиторов отнесены к муниципальным должностям.

Средняя численность сотрудников за 2022 год составила 2,2 чел.

По состоянию на 31.12.2022 фактическая численность сотрудников Контрольно-счетной палаты, имеющих высшее профессиональное образование, составила 3 чел. Сотрудники Контрольно-счетной палаты обладают необходимым уровнем профессиональной подготовки и практических навыков контрольной, экспертно-аналитической и управленческой деятельности.

Для реализации требуемого объема полномочий Контрольно-счетной палаты важнейшей задачей является систематическое повышение квалификации сотрудников. Численность сотрудников Контрольно-счетной палаты, прошедших обучение по программам профессионального развития (повышения квалификации), в отчетном году составила 2 человека. Повышение квалификации проводилось по следующим дополнительным программам: «Совершенствование методологического обеспечения деятельности региональных КСО с учетом современных тенденций социально-экономического развития: методология и практика стратегического аудита и аудита эффективности» (ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва, в объеме 36 часов), «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», г. Новосибирск, в объеме 40 часов).

Для обеспечения качественного исполнения полномочий, повышения уровня эффективности деятельности сотрудники Контрольно-счетной палаты в течение отчетного периода принимали участие в обучающих мероприятиях, проводимых Счетной палатой Российской Федерации, Союзом муниципальных контрольно-счетных органов (вебинары, семинары, лекции, круглые столы) на темы: «Нематериальные активы: понятия, термины, определения. Проблемные точки учета нематериальных активов, а также формирования информации с объектами нематериальных активов и (или) результатов операций с ними, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности»; «Экспертная поддержка контрольных и экспертно-аналитических мероприятий»; «Передача муниципального имущества по концессионному соглашению, контроль за реализацией концессионного соглашения»; «Практика работы муниципальных КСО с документами стратегического планирования»; «Актуальные вопросы внешнего муниципального финансового контроля. Пути развития в современных условиях (особенности и приоритеты)»; «Госзакупки: методики аудита, нововведения»; «Новые подходы к учету и реализации результатов мероприятий, проводимых контрольно-счетными органами».

В 2022 году была проведена полная модернизация официального сайта Контрольно-счетной палаты (далее – сайт). Новую версию сайта (http://www.кспзато.рф/) отличает современный, лаконичный дизайн, улучшенный функционал поиска и размещения информации.

В соответствии с требованиями Закона №6-ФЗ в целях реализации доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты подготовлен и направлен в Совет депутатов ЗАТО Александровск отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2021 год; на сайте Контрольно-счетной палаты опубликованы нормативные правовые акты, которыми руководствуется Контрольно-счетная палата при исполнении своих полномочий, план работы на текущий календарный год, заключения о результатах внешней проверки местного бюджета, информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

В соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Контрольно-счетной палате рассматривались вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других органов, организаций, и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

В целях реализации мероприятий по противодействию коррупции в 2022 году в Контрольно-счетной палате:

— проводился мониторинг законодательства в сфере противодействия коррупции;

— осуществлялся сбор, обобщение и анализ данных по вопросам противодействия коррупции по результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

— в соответствии с положениями Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» на официальном сайте размещены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников.

На основании произошедших изменений в федеральном законодательстве по вопросам противодействия коррупции осуществлялось внесение необходимых изменений и принимались локальные правовые акты Контрольно-счетной палаты в этой сфере, в частности, утверждены:

— Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов в контрольно-счетной палате ЗАТО Александровск;

— Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск, на официальном сайте контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск в информационно-телекоммуникационной сети интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования;

В 2022 году Контрольно-счетной палатой продолжена работа по методологическому обеспечению деятельности:

— разработан и утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 10.01.2022 №1-р стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита эффективности реализации муниципальных программ ЗАТО Александровск».

— актуализирован и утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 20.05.2022 №6-р стандарт внешнего муниципального финансового контроля контрольно­-счетной палаты ЗАТО Александровск «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»;

— актуализирован и утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты от 20.09.2022 №9-р стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».

По состоянию на 01.01.2023 года в Контрольно-счетной палате действуют 12 стандартов, регламентирующих ее деятельность, в том числе организацию и проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В порядке реализации правотворческой инициативы в отчетном году Контрольно-счетной палатой были подготовлены и внесены в Совет депутатов ЗАТО Александровск проекты решений, которые были в установленном порядке рассмотрены и приняты:

— «О внесении изменений в Порядок осуществления контрольно-счетной палатой ЗАТО Александровск полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, утвержденный решением Совета депутатов ЗАТО Александровск от 07 октября 2021 №65»;

— «Об утверждении структуры и штатной численности контрольно-счетной палаты ЗАТО Александровск».

Обращения граждан и организаций по вопросам, отнесенным к полномочиям Контрольно-счетной палаты, в отчетном периоде в адрес Контрольно-счетной палаты не поступали.

В течение 2022 года должностные лица Контрольно-счетной палаты принимали участие в заседаниях Совета депутатов ЗАТО Александровск и его постоянных комиссий.

Являясь членом Совета муниципальных контрольно-счетных органов Мурманской области, Контрольно-счетная палата регулярно участвует в его деятельности. Взаимодействие заключается в обмене информацией по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, методической, информационно-аналитической и правовой поддержке.

Контрольно-счетная палата взаимодействует с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Союз МКСО), Контрольно-счетной палатой Мурманской области.

Союзом МКСО, в том числе Представительством по Северо-западному округу, в Контрольно-счетную палату регулярно направляется информация по лучшим практикам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, материалы заседаний Президиума Союза МКСО и другая информация.

В течение отчетного года в Союз МКСО и Контрольно-счетную палату Мурманской области в соответствии с поступившими запросами предоставлялась информация:

— об основных показателях деятельности Контрольно-счетной палаты за 2021 год;

— о кадровом и финансовом обеспечении Контрольно-счетной палаты за 2021 год

— об осуществлении контроля  за состоянием муниципального долга;

— о реализации положений федерального закона от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

— о практике применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля);

— об имеющейся судебной практике по вопросам возбуждения и обжалования постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях; привлечения к административной ответственности должностных лиц Контрольно-счетной палаты;

— о методическом обеспечении Контрольно-счетной палаты;

— об использовании в текущей деятельности Контрольно-счетной палаты государственных и иных информационных систем.

В соответствии с положениями Закона №6-ФЗ и Соглашением о сотрудничестве между Контрольно-счетной палатой и прокуратурой Кольского района осуществляется взаимодействие по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также в процессе использования муниципальной собственности.

4. Основные направления деятельности и задачи Контрольно-счетной палаты в 2023 году

В 2023 году Контрольно-счетная палата продолжит работу по совершенствованию внешнего муниципального финансового контроля, повышению его качества и эффективности.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2023 год составлен с учетом возложенных действующим законодательством полномочий. При формировании плана работы учитывались: поступившее в адрес Контрольно-счетной палаты предложение Главы ЗАТО Александровск; результаты ранее проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; сроки проведения мероприятий и объем проверяемых средств; фактическая численность сотрудников Контрольно-счетной палаты.

Одной из основных задач Контрольно-счетной палаты является не только контроль и фиксация нарушений, но и совершенствование управленческих алгоритмов и, как следствие, работа на повышение результативности и эффективности муниципального управления, управления муниципальными ресурсами на всех этапах бюджетного процесса, выявление и предупреждение рисков, способных оказывать негативное влияние на законность и эффективность использования бюджетных средств. Особое внимание в 2023 году будет уделено:

— созданию системы непрерывного комплексного анализа и контроля формирования, реализации муниципальных программ ЗАТО Александровск (включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов);

— анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств ЗАТО Александровск внутреннего финансового аудита в целях повышения качества разработки предложений по его совершенствованию;

— проверке формирования объемов финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг (выполнение работ);

— анализу и оценке эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам ЗАТО Александровск;

— анализу полноты и своевременности поступлений неналоговых доходов от использования объектов нежилого фонда ЗАТО Александровск, находящихся в муниципальной казне.

Отдельное внимание будет уделено мерам, принимаемым объектами контроля по реализации предложений и рекомендаций Контрольно-счетной палаты.

Ключевой задачей Контрольно-счетной палаты по-прежнему является предоставление Совету депутатов ЗАТО Александровск, Главе ЗАТО Александровск объективной и независимой информации о соблюдении принципов законности, эффективности и результативности использования средств местного бюджета, о качестве муниципальных правовых актов (в части, касающейся расходных обязательств ЗАТО Александровск, а также приводящих к изменению доходов местного бюджета), эффективности использования объектов муниципальной собственности, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения.

5. Выводы

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой осуществлен комплекс контрольных, экспертно-аналитических, информационно-методических мероприятий, связанных с выполнением законодательно установленных полномочий по предварительному, оперативному и последующему контролю за формированием и исполнением местного бюджета ЗАТО Александровск.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2022 год выполнен.


[1] Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобрен Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 22.12.2021 г. (протокол №11-СКСО).

[2] Закон Мурманской области от 11.12.2007 №919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области»

[3] Постановление Правительства Мурманской области от 30.12.2021 №1029-ПП «Об особенностях реализации Закона Мурманской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

[4] Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству общественных территорий.

[5] Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в части выполнения мероприятий по благоустройству дворовых территорий.

[6] Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2019 №162/пр.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.